Садовые тракторы

Главная \ Садовые тракторы

Садовые тракторы и райдеры

Садовые тракторы и райдерыРынок современных мини-тракторов можно разделить на две группы — сельскохозяйственные и садовые. Наиболее многочисленную группу составляют садовые — это машины, предназначенные для ухода за газонами. Поэтому их часто называют «газонными».

Такие машины не годятся для вспашки и прочих земляных работ, хотя бывают и исключения. Осенью сотрудники нашей редакции проводили эксперимент, пытаясь «поднять целину» трактором Cub-Cadet GT1223. Результат оказался вполне предсказуем — первую борозду машина тянет «влегкую», дальше начинаются проблемы — из-за слишком маленьких грунтозацепов «замыливаются» шины, колеса начинают буксовать. Когда рядом с трактористом на подножки встали еще два мужика, дело пошло гораздо веселее.

Вообще-то к этому трактору отдельно можно приобрести и «правильные» шины с нормальным «тракторным» рисунком протектора, и дополнительные грузы на колеса, но целесообразнее все-таки использовать его по прямому назначению. Ведь требования к «пахарю» и «парикмахеру» прямо противоположны. Машина, стригущая газон, не должна его повреждать, отсюда следуют небольшой вес и минимальное давление на грунт, а значит, широкие покрышки с невысоким протектором — лишь бы не проскальзывали на траве. Для пахоты все наоборот — чем тяжелее трактор и чем выше протектор, тем эффективнее работа. Держать два комплекта колес — удовольствие не из дешевых, это не автомобиль, расценки другие.

Хочешь не хочешь, а придется смириться с мыслью, что пахать трактором не получится. Тогда для чего же он нужен? Список функциональных возможностей на самом деле весьма широк. Основное назначение — полномасштабный уход за газонами: стрижка, мульчирование, внесение удобрений, аэрирование. Кроме того, трактор способен убирать Райдер Stigaмусор как с газонов, так и с дорожек с любым покрытием, возить грузы, расчищать снег, опрыскивать деревья.

Как видно, возможности трактора напрямую зависят от того, какое дополнительное оборудование на нем установлено. Его принято делить на «прицепное» и «навесное». Первое не нуждается в приводе от мотора и либо не имеет подвижных узлов (прицеп, например), либо для их работы достаточно крутящего момента от собственных колес (разбрасыватель семян и удобрений). Второе подсоединяют к валу отбора мощности (ВОМ), по типу шнекороторного снегоуборщика.

ТРАКТОР ИЛИ РАЙДЕР?
Раз уж речь зашла о садовых тракторах, нельзя обойти вниманием такой обширный класс техники, как райдеры. Это почти то же самое, что трактор, но с одним существенным отличием — у райдера двигатель располагается не впереди, а сзади, чаще всего под креслом водителя.

Из этого следует меньшая функциональность — подавляющее большинство райдеров способны работать с прицепным оборудованием, но не с навесным. Некоторые наиболее легкие модели даже фаркопа не имеют и пригодны только для стрижки газонов.

Райдеры можно разделить на два «подкласса» — с нижней или передней декой. В первом случае стригущий механизм установлен между передними и задними колесами, почти точно под сиденьем водителя. Во втором — понятно из названия — деку ставят спереди. Это дает ряд преимуществ: и обзор намного лучше, и качество стрижки выше, так как ножи стригут непримятую траву, плюс есть возможность загнать деку под низко нависающие ветви кустов и деревьев и аккуратно выстричь траву там. Да и обслуживать такую деку намного проще: как правило, у нее предусмотрено «сервисное положение» — вертикально, ножами вперед. Райдеры с передней декой по функциональным возможностям не Садовый трактор Vikingуступают тракторам, легко агрегатируются с фронтальной навеской.

У тракторов возможна только нижняя подвеска деки, и в этом тоже есть свои преимущества: она не увеличивает габариты машины, что важно как при транспортировке, так и при хранении, и менее уязвима.

ДВИГАТЕЛЬ
С этой стороны ожидать «подвоха» не приходится — практически все производители оснащают свою технику моторами известных фирм: Briggs&Stratton, Honda, Kawasaki, Kohler… Обычно это гильзованные одно- или двухцилиндровые двигатели с солидным ресурсом, мощностью от 10 до 25 л.с., с системой смазки под давлением.

ТРАНСМИССИЯ
Распространены два типа — механическая и гидростатическая. Аналогия с автомобилем полная, все равно что машина с «механикой» или «автоматом». Наиболее удобны, естественно, те, что с гидротрансмиссией. Зачастую у такого трактора или райдера две педали. Одна переднего хода, одна заднего: чем сильнее давишь на одну из них, тем быстрее движешься в выбранном направлении.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Чаще всеговстречаются модели с передними поворотными колесами, как у автомобилей. Реже попадаются более экзотические варианты: с поворотными задними колесами или с шарнирно-сочлененной («ломающейся») рамой. Преимущества и недостатки есть у всех. Например, «классическая» схема грешит неустойчивостью при крутых поворотах на максимальной скорости — нужно помнить, что это не автомобиль, конструкция подвески здесь намного проще. Ни амортизаторов, ни пружин или рессор нет, поэтому вместо поворота с креном вполне вероятно опрокидывание. У техники с задними поворотными колесами привод обычно передний, значит, хуже тяга при движении вперед и вверх по Садовый трактор Soloсклону, особенно если бункер загружен, сильнее занос в повороте (полная аналогия с переднеприводным автомобилем). У шарнирно-сочлененной рамы отмечают не только великолепную маневренность, но и сложность конструкции, и слабое сцепление при полностью вывернутом руле. Впрочем, такими же страшилками пугают всех автолюбителей, а сталкиваются с реальным заносом или опрокидыванием далеко не все, эти эффекты проявляются лишь при экстремальных условиях работы. Если не закладывать крутые виражи на чрезмерно большой скорости, то любая схема управления будет демонстрировать только «плюсы».

Отметим еще один класс райдеров, которых называют косилками с нулевым радиусом разворота. Это в чистом виде газонокосилки, без возможности агрегатирования навесного или прицепного оборудования. У них два ведущих колеса сзади и два небольших «рояльных» впереди, для устойчивости. Управляют такой машиной, притормаживая рычагом одно из ведущих колес, — принцип, как и у гусеничной техники. «Нулевой радиус разворота» — это не для красного словца, такая машина действительно легко развернется на месте. Однако недостатки — прямое продолжение достоинств: при столь резком маневре колеса могут повредить дерн. К тому же с ходу привыкнуть управлять такой «вертлявой табуреткой» не так-то просто, особенно сложно заставить ее двигаться по прямой.