Садовые тракторы
Садовые тракторы и райдеры |
Рынок современных мини-тракторов можно разделить на две группы — сельскохозяйственные и садовые. Наиболее многочисленную группу составляют садовые — это машины, предназначенные для ухода за газонами. Поэтому их часто называют «газонными». Такие машины не годятся для вспашки и прочих земляных работ, хотя бывают и исключения. Осенью сотрудники нашей редакции проводили эксперимент, пытаясь «поднять целину» трактором Cub-Cadet GT1223. Результат оказался вполне предсказуем — первую борозду машина тянет «влегкую», дальше начинаются проблемы — из-за слишком маленьких грунтозацепов «замыливаются» шины, колеса начинают буксовать. Когда рядом с трактористом на подножки встали еще два мужика, дело пошло гораздо веселее. Вообще-то к этому трактору отдельно можно приобрести и «правильные» шины с нормальным «тракторным» рисунком протектора, и дополнительные грузы на колеса, но целесообразнее все-таки использовать его по прямому назначению. Ведь требования к «пахарю» и «парикмахеру» прямо противоположны. Машина, стригущая газон, не должна его повреждать, отсюда следуют небольшой вес и минимальное давление на грунт, а значит, широкие покрышки с невысоким протектором — лишь бы не проскальзывали на траве. Для пахоты все наоборот — чем тяжелее трактор и чем выше протектор, тем эффективнее работа. Держать два комплекта колес — удовольствие не из дешевых, это не автомобиль, расценки другие. Хочешь не хочешь, а придется смириться с мыслью, что пахать трактором не получится. Тогда для чего же он нужен? Список функциональных возможностей на самом деле весьма широк. Основное назначение — полномасштабный уход за газонами: стрижка, мульчирование, внесение удобрений, аэрирование. Кроме того, трактор способен убирать мусор как с газонов, так и с дорожек с любым покрытием, возить грузы, расчищать снег, опрыскивать деревья. Как видно, возможности трактора напрямую зависят от того, какое дополнительное оборудование на нем установлено. Его принято делить на «прицепное» и «навесное». Первое не нуждается в приводе от мотора и либо не имеет подвижных узлов (прицеп, например), либо для их работы достаточно крутящего момента от собственных колес (разбрасыватель семян и удобрений). Второе подсоединяют к валу отбора мощности (ВОМ), по типу шнекороторного снегоуборщика. ТРАКТОР ИЛИ РАЙДЕР? Из этого следует меньшая функциональность — подавляющее большинство райдеров способны работать с прицепным оборудованием, но не с навесным. Некоторые наиболее легкие модели даже фаркопа не имеют и пригодны только для стрижки газонов. Райдеры можно разделить на два «подкласса» — с нижней или передней декой. В первом случае стригущий механизм установлен между передними и задними колесами, почти точно под сиденьем водителя. Во втором — понятно из названия — деку ставят спереди. Это дает ряд преимуществ: и обзор намного лучше, и качество стрижки выше, так как ножи стригут непримятую траву, плюс есть возможность загнать деку под низко нависающие ветви кустов и деревьев и аккуратно выстричь траву там. Да и обслуживать такую деку намного проще: как правило, у нее предусмотрено «сервисное положение» — вертикально, ножами вперед. Райдеры с передней декой по функциональным возможностям не уступают тракторам, легко агрегатируются с фронтальной навеской. У тракторов возможна только нижняя подвеска деки, и в этом тоже есть свои преимущества: она не увеличивает габариты машины, что важно как при транспортировке, так и при хранении, и менее уязвима. ДВИГАТЕЛЬ ТРАНСМИССИЯ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Отметим еще один класс райдеров, которых называют косилками с нулевым радиусом разворота. Это в чистом виде газонокосилки, без возможности агрегатирования навесного или прицепного оборудования. У них два ведущих колеса сзади и два небольших «рояльных» впереди, для устойчивости. Управляют такой машиной, притормаживая рычагом одно из ведущих колес, — принцип, как и у гусеничной техники. «Нулевой радиус разворота» — это не для красного словца, такая машина действительно легко развернется на месте. Однако недостатки — прямое продолжение достоинств: при столь резком маневре колеса могут повредить дерн. К тому же с ходу привыкнуть управлять такой «вертлявой табуреткой» не так-то просто, особенно сложно заставить ее двигаться по прямой. |